среда, 26 января 2011 г.

Духовное измерение подросткового кризиса.




Г.С. Гашунина-Лабковская
В современной гуманистической психологии с кризисом самоактуализации принято связывать кризис середины жизни, или, как его еще принято называть, экзистенциальный кризис. Зрелая личность, реализовавшая к середине жизни в той или иной степени успешности свои стремления, начинает пересматривать те ценностные установки, которые эти стремления породили, начинает все больше соотносить себя с непреходящими жизненными ценностями, все больше прислушивается к голосу своего глубинного «ядерного Я» и чем больше разрыв между актуальным состоянием индивидуума и его прорывающимся глубинным содержанием, тем острее психодуховный кризис.
Кризис подросткового возраста традиционно рассматривается более как личностный нежели психодуховный кризис. Духовные проблемы подростками формулируются в основном невнятно, и на первый план выступает проблематика социальной адаптации подростка и сложности коммуникации. Но если  помнить, что данный период является первой попыткой выбора жизненного пути и рассматривать проблему на всех трех уровнях – персональном, интерперсональном и трансперсональном, - как это принято в интегративном подходе, становится очевидным, что проблема самоидентификации и самовосприятия подростка на глубинном уровне  соответствия его «образа себя» своему «ядерному Я», своей неповторимой индивидуальности и бытийности, или, как это принято формулировать в традиционных восточных системах, своей «истинной природе» является ключевой.
С точки зрения интегративного подхода проблему подросткового кризиса и, как следствие, сложность социальной адаптации подростка следует рассматривать с позиции взаимовлияния целого и его частей, поскольку мир в интегративной парадигме рассматривается не как сложная комбинация дискретных объектов, а как единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей.
 На индивидуальном уровне  мы рассматриваем проблему подросткового кризиса как   процесс формирования многоуровневой системы психики  на этапе  становления личности и определения  индивидуальных смыслов с точки зрения ее взаимодействия с целым. Временная дисгармонизация  системы, т.е. личности как формы проявления психического, формирующей свою целостность на этом этапе, представляется как кризис и имеет различные степени выраженности в зависимости от конкретных содержаний и проявлений на биогенетическом, социогенетическом, персоногенетическом, интерперсональном и трансперсональном уровнях организации психического. Подобная дисгармонизация обусловлена наличием конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики подростка в условиях отсутствия устойчивых механизмов их осознавания и интеграции, которые на данном этапе развития личность только формирует.
Основной тон в этом процессе задает именно прорывающееся глубинное духовное содержание. Определение индивидуальных смыслов подростком с точки зрения его взаимодействия с целым, его самоидентификация и самовосприятие часто осложняются тем, что ближайшее окружение  продолжает диктовать ему свои собственные смыслы, не признавая его индивидуальной ценности, и тем самым провоцирует конфликт личности, которая вынуждена отстаивать себя, с окружающим и в первую очередь с семьей, которая для подростка все детство была и по привычке является синонимом  целого. Таким образом в подобных ситуациях на первый план выступает проблема базового доверия к себе и миру, невозможность гармоничного восприятия целого и собственного проявления в нем. К сожалению в нашей культуре родовспоможения часто формируются отрицательные 2 и 4 БПМ, которые, вместе с импринтами перинатального, раннего постнатального (довербального) и раннего вербального периодов усиливают формирование негативных систем конденсированного опыта, влияющих на дисгармоничное восприятие себя и реальности и определяющих самоидентификацию, самовосприятие и мироощущение подростка.
   Подобный дисгармоничный вариант прохождения подросткового кризиса имеет множество последствий на различных уровнях организации психического, и если личности не удается выработать механизмы интеграции и осознавания, что в этом возрасте является крайне сложным, особенно в условиях отсутствия принятия и поддержки ближайшего окружения, духовные смыслы глубинного содержания психики как бы «сворачиваются», уступая место механизмам адаптации, по сути приводящим к дезадаптации относительно глубинных индивидуальных смыслов, самоидентификация и   выбор правильного жизненного пути остаются по сути нерешенными задачами, затрудняя последующую самоактуализацию и  обуславливая развитие кризисов более поздних периодов жизни.

Галина  Лабковская,     Ph.D .-  психотерапевт   Единого   Европейского Реестра, официальный тренер  Европейской  Трансперсональной  Ассоциации; сертифицированный   семейный   психотерапевт.  Руководитель тренинговых программ Института Интегративной психологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий