среда, 26 января 2011 г.

Восточные практики работы с сознанием в современной западной психотерапии.




 «Мысль проявляется как слово, слово проявляется как действие,
действие развивается в привычку, привычка затвердевает в характер,
 характер порождает судьбу.
Поэтому тщательно и заботливо наблюдайте свои мысли...»
Гаутама Будда
« Факт заключается в том, что приближение к ноуменальному
 есть подлинная терапия, и чем ближе вы к ноуменальному опыту,
 тем свободнее вы от проклятия патологии».
 К.Г.Юнг


     Вопрос о продуктивных соответствиях психотерапии и восточных практик работы с сознанием рассматривался на протяжении почти всего уходящего века. В конце 60-х произошло соприкосновение  « вживую» Западной мысли и Восточных практик, и то, что  раньше было предметом лишь интеллектуального исследования, стало предметом практического опыта.
Для психологии и психотерапии гуманистического направления, понимающей человека как целостную личность, использование Восточных подходов открыло новые горизонты.  "Восточные" методы, сравнительно с большинством "Западных " методов и школ, являются целостными в отношении как организма (в самом широком смысле) человека, так и всех проявлений его жизни.
И в философии Вед, явившейся основой для различных духовных школ, и в философии  всех течений Буддизма, мы встречаем центральную идею: каждый человек обладает истинной природой - природой пробуждения. Самоактуализация, или проявление и реализация истинной природы, выводит человека за пределы ограничений тела, ума, пространства и времени.
Именно преодоление ограничений ума и работа в осознаваемом пространстве, запредельном уму, является специфической особенностью, принципиально отличающей эти методы от традиционных «Западных».
Восточные практики, основанные на философии Адвайты ( не-дуальности), понимают и используют знание того, что «истина» и «не-истина» имеют одну и ту же природу. При этом «не-истина» означает временное отклонение, заблуждение в пределах конкретного контекста и содержит в себе семена истины и наоборот.
Таким образом, человек может пребывать или в  единстве  со своей истинной природой, или в отрыве от нее.  В контакте с истинной природой мир реален и феномены истинны, в отрыве от истинной природы мир иллюзорен, и жизнь - сон. Многие выдающиеся представители Западной психологии в конце концов приходят к тем же истинам -  К.Г. Юнг: «Ваше видение становится ясным только, когда вы можете взглянуть себе в сердце. Кто смотрит наружу - видит сны, кто смотрит внутрь - просыпается».
Основной метод работы с сознанием, общий для многих восточных школ, базируется на с подходе Виджнянавады:
Через 6 ворот (5 органов чувств и воображение) в наше сознание проникают, проходят явления. Без того, чтобы существовать в нашем сознательном разуме  - они «для нас» не существуют, то есть не оказывают влияния. Из «сознательного разума» они попадают - вытесняются, уходят за невостребованностью в «сознание - хранилище». Там они существуют в виде семян  - все впечатления и знания, с которыми человек сталкивался в течение всей своей жизни - в виде потенциала.
Семена - способны «прорастать» в наше сознание, и формировать его и всю нашу жизнь, становиться нашим характером и личностью, при условии, если они получают «полив».
То, чем они поливаются - осознавание , является категорией, основной для ВСЕХ практических буддистских методов.
ОСОЗНАВАНИЕ (часто переводимое, как памятование) - это свойство сознания, определяющее способность естественно концентрироваться на объекте, быть единым с объектом, делать объект реальным для человека.
MINDFULNESS:  Mind - сознание, разум, Full - полный, целый - прямо сейчас.  Mindfulness - целостное сознание, полностью, не отвлекаясь на прошлое, будущее, или аспекты настоящего, не относящиеся впрямую к «Здесь и Сейчас», соединенное с «объектом сознания». Эта трактовка  не только полностью согласуется с традиционным смыслом термина, но и выстраивает  мостик к современной западной методологии, к сочетанию подходов.
Сознательный выбирая «семена» для «полива» их осознаванием и используя практику  отслеживания собственной жизни, называемую «випассана», человек может увидеть, как различные представления (культурные, общественные, пришедшие из прошлого опыта) сказываются на его жизни, и направить осознавание на то, что он сам сознательно выбрал как основу для самоформирования.
     Мы можем применять  практики осознавания как самостоятельно, так и  «вплетая» их в привычные нам, как профессионалам методы и подходы  как  в индивидуальной, так и в групповой терапии. В процессе тренинга (терапии) группа (клиент) обучается осознанно воспринимать, осознанно реагировать, осознанно говорить и осознанно действовать. 
Мы даем в руки человеку метод, который он может использовать самостоятельно, после окончания  собственно терапевтической работы с ним, постоянно - чем бы он ни занимался - дома, на работе, в общении. Метод, позволяющий ему видеть, понимать и реагировать на непрерывные изменения окружающей среды не на «автопилоте» сложившихся шаблонов и паттернов сознания, а  осознанно взаимодействуя с неповторимостью каждого момента реальности.
                                                                                  Лабковская Г.С.


Комментариев нет:

Отправить комментарий