среда, 26 января 2011 г.

Стресс как фактор естественного отбора в бизнесе.



«Это у кого на  фирме стресс? Покажите мне у кого, я всех уволю и наберу новых, у которых стресса нет!» - такова была реакция одного бизнесмена из Москвы в ответ на предложение моего коллеги, руководителя отдела персонала, включить «Тренинг устойчивости к стрессу» в план тренингов по обучению персонала. У всех моих коллег, слышавших эту историю, незамедлительно возникала ассоциация со знаменитой фразой  «у нас в стране секса нет!». Чему же хотел обучить работников фирмы психолог, и чего лишил себя и своих сотрудников руководитель, который был столь же наивен в данном вопросе, как ставшая знаменитой благодаря своей исторической фразе дама – в вопросах секса?
Речь шла об овладении навыками и умениями, которые напрямую связаны с успешностью и конкурентноспособностью отдельных специалистов, с психологическим климатом в коллективе, и, в конечном итоге, успешностью, конкурентноспособностью и выживанием  фирмы в целом.
Какая же связь между этими качествами и устойчивостью к стрессу?

Человечество в своей эволюции, если верить Ч.Дарвину, постоянно сталкивалось с явлением психотравматических травм и стрессов. В результате этого процесса люди научились справляться с естественным стрессом выживания в природе, об этом свидетельствует ход развития человеческой мысли: создание орудий для уничтожения  опасных хищников в ответ на  стресс угрозы выживания, создание сельского хозяйства для ликвидации стресса голода, строительство жилища для защиты от стресса климатических условий и т.д. В сегодняшних условиях индустриального общества, когда природная среда уступила место среде социальной, мы имеем дело с совершенно другими стрессовыми воздействиями, которые точно также стимулируют нас обучаться и развиваться.

Стрессовые воздействия среды – это норма жизни. Стресс сам по себе не враг, а естественная реакция организма, от которой зависит   результат -  хватит у организма сил справиться с обстоятельствами, или обстоятельства справятся с ним. Причем организмом может являться как отдельный человек, так и организация в целом.

В современных условиях острого дефицита времени и высокого темпа изменений среды человек проявляет не столько те качества, которые являются правильными и нужными, сколько те, которые у него просто имеются. Это, как правило, шаблонное поведение. Пример – шаблонные действия руководителей как в кризисных ситуациях, так и в ситуациях быстрого роста компаний и необходимости реорганизации, когда количество стрессовых факторов очень высоко.
В связи с тем, что отечественный рынок быстро меняется (дышит), любой руководитель или фирма часто проходит через ситуации кризиса. В этот момент появляется потребность быстро определить, куда приложить главные усилия, чтобы стабилизировать работу организации (подразделения, отдела). Как правило эта ситуация характеризуется дефицитом ресурсов (времени, денег, кадров), а решение нужно принимать быстро.
Наиболее часто встречающиеся варианты действий руководителей в этом случае таковы:
- посоветоваться с замами (начальниками отделов, руководителями подразделений)
- посоветоваться с друзьями – руководителями
- «зарыться» в отчетность самостоятельно, или с использованием подчиненных
- искать ответ в книгах или Интернете
Подобные мероприятия имеют свои ограничения:
Совет с замами - отсутствие видения новых решений и повторение прежних ошибок,  т.к. кризис явился следствием внутрифирменных шаблонов действий.
 Совет с друзьями – не может привести к оптимальным решениям, т.к. друзья владеют ограниченной и необъективной информацией о фирме, пропущенной через фильтр личного восприятия директора.
     «Зарыться в отчетность» - не решает целостно задачу, т.к. ответ может находиться не в плоскости финансов и объемов, а, к примеру, в области определения потребностей клиентов. К тому же подобный анализ отнимает много времени и сил, также как и поиск ответа в книгах и Интернете.
Интересно, что наиболее напрашивающийся вариант – приглашение специалиста со стороны - чаще всего не рассматривается, но причины возникновения этого феномена – тема отдельной статьи...
Совершенно очевидно, что при таком развитии событий неизбежны негативные последствия – принятие неэффективных решений, ответственность за которые никто не хочет брать на себя; недовольство собой или сотрудниками; исчезновение удовлетворения от работы; ухудшение отношений с коллегами и семьей; избыточное стремление работать; постоянная усталость; нарушение сна…- список можно продолжать, равно как и продолжать список попыток справиться с ситуацией, не приводящих к  быстрому оптимальному результату как для фирмы, так и для руководителя.

Рассматривая эту ситуацию нельзя не заметить следующее. С одной стороны налицо потребность в методиках, которые позволяли бы руководителю быстро и в полном объеме проанализировать ситуацию, определить главный вектор приложения усилий для выхода из кризиса.
С другой стороны ключевым фактором в данной ситуации является состояние самого руководителя и сотрудников, а именно персональная устойчивость к стрессу и способность эффективно действовать в стрессовых обстоятельствах.

Потребность в практическом методе, который позволяет направить стрессовое реагирование в конструктивное русло и приводит к выработке личных свойств и качеств, необходимых для индивидуальной и организационной успешности и стабильности, привела к созданию программы "Стресс-reduction". Программа разработана для людей, деятельность которых связана  с высоким уровнем личной ответственности, ускоренным темпом жизни, постоянной необходимостью принимать быстрые и нестандартные решения в бесконечно меняющихся  условиях 21-го века.
Программа состоит из трех модулей. Семинар-тренинг первого уровня  посвящен базовым техникам стрессоустойчивости. Используются традиционные методы работы с сознанием при помощи дыхания и  движения и традиционные практики саморегуляции, позволяющие найти "правильное" состояние, в котором человек управляет своими реакциями и эмоциями, а не реакции и эмоции управляют им. Набор практик, предлагаемых на семинаре первого уровня, представляет собой целостный самодостаточный комплекс, обеспечивающий первоначальное разрешение основных проблем, связанных со стрессом.
Специальная программа пост-тренинга позволяет отрабатывать на практике полученные знания, делая их включенными в повседневную жизнь и работу.
Второй уровень посвящен превращению стресса из врага в союзника, освоению новых эффективных стратегий поведения,  использованию любых стрессовых ситуаций и любых обстоятельств во благо компании и себя лично.
Третий уровень – мастер-класс по комплексному управлению стрессом и энергетическими ресурсами организма.
Галина  Лабковская,     Ph.D .-  психотерапевт   Единого   Европейского Реестра, официальный тренер  Европейской  Трансперсональной  Ассоциации; сертифицированный   семейный   психотерапевт.  Руководитель тренинговых программ Института Интегративной психологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий